?

Log in

No account? Create an account
1717, начало масонства, Россия vs Швеция, пьеса - Неизвестная планета [entries|archive|friends|userinfo]
unknown planet

[ website | Неизвестная планета ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

1717, начало масонства, Россия vs Швеция, пьеса [Jan. 22nd, 2016|12:11 am]
unknown planet
[Tags|, , ]

Сюжеты под-проекта Неизвестной Планеты под названием «Про Смыслы и Искусства» разветвляются, однако. Работаем сейчас в запасниках Эрмитажа, Русского Музея, Третьяковки, проч. Рассматриваем то, что в залах не висит. Всякое занимательное попадается. Сортируем, пытаемся понять, что и зачем нам обнаруживают.

Иногда нечто удивительное видится. Словно из детства впечатления всплывают: как в каледойскопе простеньком, вращаешь трубку со стекляшками в зеркалах, а рассматриваешь невиданное.
А это – квантовые проекции, оказывается. Ну, красиво, в смысле.


В «трубке с двумя зеркальцами клином», видно, как «цветные стекляшки отражаются узорочною звездою, переменною, при всяком обороте трубки» (с) В.Даль

Итак, война, Пётр Первый, Карл Двенадцатый (откуда их столько в Скандинавии-то?), Турция, флаг украинский жовто-блакитный, другое ещё. Прям научно-исторический майский день! Всё сразу,

будто именины сердца: пьесы, картины, геополитики, искусствоведение, социология. Астрология с конспирологией нумерологически складываются в удивительные мозаики.

Рассказываю: был такой драматург Н.Полевой, современник Пушкина. Писал приятные для Николая I пьесы, которые сейчас парадоксально актуальны своими контекстами и сценарными загогулинами. А Николай закрыл его журнал! И всячески притеснял. А Жуковский радовался закрытию журнала.


Николай Полевой, 1796-1846

Синопсис пьесы "Иголкин, купец новгородский". 1717. Иголкин, будучи в Швеции во время Северной войны («русские» рубят в Европу окно), попадает в плен в очередной миллениум и 17 (семнадцать, Карл!) лет сидит в тюрьме.

Однажды в 1717 он слышит, как шведские солдаты оскорбительно отзываются о русском царе Петре. Он требует безусловно прекратить озвучивать вслух безобразия про помазанника Божиего. Жалобы его, напротив, вызывают новые дерзкие насмешки шведов. (Все говорят по-свейски, кстати. Ну, наверное?) Шведы вызывающе продолжают глумиться.

Тогда пленник наш многолетний в неистовом возмущении вырывает у охранника штык да и закалывает двух солдат прям насмерть обоих. И опять сдаётся в плен без дальнейшего боя прибежавшим растяпам. И говорит заготовленный монолог: «Ругатели царя моего наказаны! Ура, Иголкин! Теперь хоть испить чашу Грааля смертную, благословляя моего государя православного!

Казнь? Не тут-то было. Король как раз возвращается из Турции, да-да – в пьесе - прямиком из Турции, Карл! - и, заинтересовавшись, не заходя домой во дворец, сразу на суд над странным русским. Слушать, как тот оправдываться станет под вопросом «Ты зачем убил моих людей, Саид Прохор?!»


Король Карл XII (1682-1718) годами ошивался бывал в Турции, имел штаб-квартиру в Бендерах (тех самых, да!)

Русский Прохор в правоте своей убедительно на зубок монолог повторяет. Послушал король, в чём дело, с удовольствием восхитился доселе неслыханным мотивациям, и с чистой совестью дал купцу свободу и полцарства в придачу, отослал к Петру, не стал казнить за убийство своих солдат: «Возвращаю твоему Царю его верноподданного».

В эпилоге Пётр жалует купцу золотой кафтан и приглашает всех на пир. Иголкин там на бис: "Господи! Услыши молитву мою, да будут внуки наган так любить Отечество и царя православного, как мы их любим, и да будут цари русские подобны Петру Алексеевичу!"

Кто такие «нагане»? А чёрт его знает.

Царь Пётр I всю жизнь был к Иголкину привязан, всегда в Новгороде навещал его. Вот какая пьеса. «Дни Турбиных» 18-го века, практически.


Николай Первый, повесил декабристов, проиграл Крым (почти), любил театр и сатрапствовал над писателями, словно Сталин

Говорят, что Царя Николая I занимал образ Петра. Пишут что, «ссылаясь на петровскую жестокость по отношению к инакомыслящим, можно было оправдать всё - расправу над декабристами, повальный полицейский сыск».

Либеральные ж критики писали: «В "Иголкине", как и в ряде других пьес Полевого, представал идеальный образ купца, беззаветно преданного царю.
Верноподданнические чувства театрального купца щедро награждались в пьесе, а реальные купцы - "бородки", сидевшие в верхних ярусах Александрийского театра, не оставались в долгу перед прославлявшим их автором.
Утром они обсчитывали покупателей в Гостином и Апраксином дворах, разглаживали замусоленные кредитки и терпеливо сносили понукания щёголей-дворян, а вечером, сидя в роскошном зале, видели людей своего сословия благородными, смелыми, честными и невероятно подымались в собственных глазах. За это стоило платить деньги и, поплевав на руки, бить в ладоши».

Белинский о Полевом: "Я могу простить ему отсутствие эстетического чувства. Но для меня уже смешно, жалко и позорно видеть его фарисейско-патриотические, предательские драмы народные».


Картина: [Шебуев В.К. «Подвиг купца Иголкина в войне со шведами». 1839]

Есть и живопись на этот сюжет. Её критиковали искусствоведы: ...«Движение солдат получилось слишком динамичным. В композиции примечается нечто не довольно обдуманное. Иголкин, убив шведа, сидит очень покойно, у ног его валяется тело убитого, вбегают другие и с таким жаром, что, кажется, пробегут мимо того, кого им надобно, между тем Иголкин сознаётся, что он убил"...

Николай Полевой в Москве издавал литературный и научный журнал «Московский телеграф» (1825-1834) со статьями не только про литературу, но даже и по этнографии.

журнал "Неизвестная планета" 18-го века

Однако! Журнал был закрыт по личному распоряжению Николая Первого, за неодобрительный отзыв Полевого о пьесе Нестора Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла».

Пишут в Википедии, что «после прекращения журнала Полевой отошёл от своих прежних взглядов». Что "Рука всевышнего отечество спасла" (1834), патриотического характера пьеса, хотя и была довольно слабой во многих отношениях, вызвала огромное одобрение в народе и у властьимущих, и, в то же время, ярко выраженное недовольство аристократической публики и радикально-настроенной критики».


Портрет писателя Нестора Кукольника (1809-1868) кисти (1834) К.Брюллова

В следующий раз перечитаю пьесу Нестора Кукольника - "Рука всевышнего отечество спасла" (1834). Имя – не псевдоним, название – не пародия.
Я когда учился в МГУ, читал её точно (проходили!), но ничего не помню. Пора же вспоминать! Помню, что Нестор Кукольник - типа, Сергей Михалков: писал, что угодно, и самые большие тиражи.


1717 – кроме всего прочего, дата официального создания Великой ложи Англии. Той Самой Первой! Масоны, сэр, начались. Так что скоро юбилей. И уже празднуют, конспираторы, готовятся не на шутку. Юбилей будет отмечен небывалыми фейерверками. 1917 померкнет в сравнении с.

(с продолжением)
LinkReply