?

Log in

No account? Create an account
Феномен академика Фоменко - Неизвестная планета [entries|archive|friends|userinfo]
unknown planet

[ website | Неизвестная планета ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Феномен академика Фоменко [Aug. 16th, 2015|07:43 pm]
unknown planet
[Tags|, ]

Радиопередача "Неизвестная планета" на «Маяке» (расшифровка, сокращ.), прямой эфир, общее время ~ 50 мин. Ведущий - я, Андрей Мартынов.
Рассказывают про своё восприятие работ Фоменко: профессора Я.Кеслер, А.Тужилин, И.Давиденко, философ А.Зиновьев, путешественник В.Сундаков (все - по телефону).
***
«Неизвестная Планета»: Анатолий Тимофеевич Фоменко - академик Российской Академии наук, лауреат Государственной премии РФ (1996 г.) в области математики.
Он не историк, не астроном, он знаменит среди специалистов по топологической геометрии (таких во всём мире немного тысяч) своими фундаментальными работами.
В России известен скорее как автор «Новой Хронологии». Фоменко вместе с другим математиком, коллегой по мехмату МГУ Глебом Носовским выпустили целую серию книг, которую они сами так и назвали. Авторы говорят о применении новых эмпирико-статистических методов к анализу исторических летописей, хронологии древностей и средневековья.
Кроме того, Фоменко – художник. Он известен, в том числе, иллюстрациями к роману «Мастер и Маргарита».
Что такого замечательного сделал он в математике?
Пишут о том, что он решил известную проблему плато, затем решал проблему гамильтоновых систем.
Профессор механико-математического факультета Тужилин Алексей Августинович.

Тужилин: Я начну с самых простых вещей. Что такое проблема плато. На самом деле, Анатолий Тимофеевич решил более сложную проблему, которая является серьезным обобщением этой проблемы.
Классическая (18 век) проблема плато связана с мыльными пленками, хорошо известными каждому из нас еще с детских экспериментов. Каждый из нас пускал мыльные пузыри.
Так вот проблема плато «спрашивает»: каждый ли контур можно затянуть мыльной пленкой? Всем, кто имел дело с мыльными пузырями, ответ кажется очевидным, потому что ни разу нам не удавалось придумать такой хитрый контур. Как не опускай его в мыльную воду, он не затягивается плёнкой. Тем не менее, все оказывается намного серьёзнее.

И тут я хочу поговорить о том, как наши простые опыты могут быть существенно усложнены, если действительно этим заняться с целью получения каких-нибудь феноменов. Зададим вопрос: сколько мыльных плёнок может затягивать данный контур? Многие из нас больше одной пленки не видели. На самом деле, если контур немного изогнуть, то на него можно натянуть уже несколько плёнок. А если изогнуть ещё сильнее, то на него можно натянуть бесконечное количество плёнок.
Если контур продолжать изгибать и дальше, то можно прийти к таким хитрым контурам, которые не затягиваются ни одной поверхностью конечной площади. Это чисто математический результат, хорошо известный.
Отсюда возникает проблема плато: какие условия надо наложить на контур, чтобы действительно его можно было затянуть минимальной поверхностью, то есть поверхностью минимальной площади, мыльной плёнкой?

НП: Алексей Августинович, я понимаю, что Вы этот пример используете для профанов. А зачем разбираться в конструкциях такого рода?
Тужилин: Мы начали с очень простой конструкции. Дальше учёные заинтересовались, как эту проблему обобщить на многомерный случай.
Откуда возникают такие идеи? Ну, сначала это чистое любопытство: посмотреть, что можно сделать в многомерном случае. Потом, как правило, оказывается, что такие проблемы могу иметь очень интересное приложение.
И тут я хочу сказать об одной вещи, которая, как мне кажется, была немножко просмотрена учёными и теми, кто знал результаты Анатолия Тимофеевича. В современной физике, которая исследует микромир, было выяснено, что на самом деле наше пространство устроено на микроуровне существенно сложнее.

И учёные считают, что это пространство даже не трёх- или четырёхмерное (если добавить ось времени), а имеет большую размерность. Кроме того, ученые считают, что частицы правильнее моделировать не как точные объекты, а как одномерные кривые; тогда жизнь этих частиц превращается в поверхность.

НП: А математики обсчитывают эти построения?
Тужилин: Дело в том, что эти поверхности обладают очень важными экстремальными свойствами. Именно такие поверхности возникают в теории Фоменко. Я надеюсь, что в будущем ученые могут применить эти результаты, которые Фоменко апробировал на чисто математических объектах, в исследованиях микромира.

Это один из примеров, который мог бы показать, как чистая математика, абстрактный интерес к каким-то странным объектам может в конечном итоге привести к ответу на интересующий всех вопрос.

НП: Профессор математики Алексей Тужилин. Мы пытаемся разобраться с тем, что открыл академик Фоменко в области математики. В мире людей, которые интересуются историей, Фоменко является автором Новой хронологии. При этом он использует математические методы и конструкции для рассмотрения явлений, которые мы называем историей. Алексей Августинович, гамильтоновы системы – второе открытие Фоменко, которое фигурирует во всех научных публикациях в Америке, Японии и Китае. Что это такое?
Тужилин: Теорией гамильтоновых систем Фоменко занялся не так давно, лет 15 назад. Я хотел добавить, что решенная им проблема плато легла в основу его докторской диссертации, которую он защитил в возрасте 27 лет (через 2 года после кандидатской), что говорит о многом.

Гамильтоновы системы – это системы уравнений, которые описывают, как те или иные объекты меняются во времени, движутся (описывают динамику). Можно представить движение планеты или обычного корабля. Астероид и комету - всё, что угодно, т.е. любое тело, которое меняет свое положение в пространстве.

И вот имеются уравнения, которые описывают это движение. Возникает вопрос: что с этими уравнениями делать? Конечно, можно взять компьютер и все просчитать. Но если мы будем делать компьютерный эксперимент, то мы обсчитаем поведение этой системы только при некотором конечном наборе значений начальных условий.
Поменяйте условия более хитрым способом, и система начнёт вести себя совсем по-другому.

Возникает вопрос: как нам гарантировано получить полный ответ о поведении этой системы? И тут появляется такая теория, которую создал Анатолий Тимофеевич. Эта теория дает качественное описание поведения системы такого типа, при этом кодируя это поведение простым объектом. Этот объект строится настолько просто, что можно объяснить даже школьнику.

Берётся лист бумаги, ставится некое конечное количество точек, некоторые их них соединяются отрезками, им приписываются числа. Такие объекты в математике обычно называются взвешенными графами.
Оказывается, что можно так хитро построить взвешенный граф, что он будет знать всё о качественном поведении этой системы.

НП: Алексей Августинович, спасибо Вам за разъяснения. У меня еще просьба к Вам описать для наших слушателей математику, потому что многие (особенно профессиональные историки) удивляются: причем здесь математика?
Тужилин: Главная отличительная особенность человечества состоит в возможности исследовать и преобразовывать мир, здесь на первое место выходит наука. Надо учесть, что обычное описание будет абсолютно мёртвым, если мы не научимся с ним работать, получать следствия.
Математика – это очень мощный инструмент, который позволяет (наблюдая явления мира) моделировать. Не просто создавать похожую модель, а еще экспериментировать с ней на абстрактном, теоретическом уровне. Это очень важное обстоятельство.

НП: Академик Фоменко и его работы. По телефону - писатель, философ Александр Зиновьев. Александр, Александрович, с какими его работами Вы знакомы (история, математика, живопись)?
Зиновьев: Я знаком со всеми работами Фоменко и думаю, что досконально знаком с ними. Если позволите, я скажу пару слов в порядке оценки творчества Анатолия Тимофеевича, как исследователя социальных явлений.

Я начал заниматься научными исследованиями социальных явлений еще до рождения Анатолия Тимофеевича и занимался ими несколько десятков лет. Говоря это, я хочу подчеркнуть, что могу судить о результатах исследований Фоменко в сфере исторических исследований как профессионал, а не как склонный к сенсациям обыватель.
С сочинениями Фоменко и его соратника Носовского я познакомился шесть лет назад. Обстоятельства сложились так, что раньше я не мог это сделать. И должен признаться, что я был (без преувеличения) буквально ошеломлён тем, что я узнал из их книг. Ошеломлён масштабами их результатов, высочайшим интеллектуальным уровнем, какой до сих пор мне не встречался в сочинениях на исторические темы, и беспримерным мужеством их как ученых.
Я на своем личном опыте знал, что значит восстать против заблуждений, предрассудков, косности, бездарности, глупости, жульничества, которые веками накапливались и овладевали умами миллионов людей, которые вошли в привычную жизнь человечества как вещь, не подлежащая сомнению.

Я был восхищен и не перестаю восхищаться тем, какой громадный научный и гражданский подвиг совершил Анатолий Тимофеевич. Пользуясь случаем, хочу публично выразить это восхищение.

НП: У нас на связи один из ведущих русских философов Александр Зиновьев. Александр Александрович, как Вы могли бы объяснить неприятие работ Фоменко в области истории частью традиционного научного сообщества?
Зиновьев: Вы говорите о части, а я говорю о подавляющем большинстве. По-моему, лишь ничтожная часть людей, принадлежащих науке, мало-мальски разбирается в том, что сделал Фоменко. И ещё меньше тех, кто принимает это. Объяснение на это счет имеется вполне понятное: веками сложилась традиция, привычка; веками происходила фальсификация истории.
Прежде всего, пара слов о том, почему такое отношение к исследованиям Фоменко и Носовского. В этом отношении доминируют злоба, негодование, непонимание, извращение, клевета, огульное отрицание и т.д.

Объясняется это (как бы это не звучало парадоксально) тем, что то, что сделали Фоменко и Носовский, - это одно из самых великих открытий XX столетия об исследовании человеческой истории. Это великий переворот во взглядах на всю человеческую историю. И ожидать того, что сразу миллионы или миллиарды людей, привыкших к другому, примут это с распростертыми объятиями – невозможно. Я думаю, что такое отношение будет продолжаться и в будущем, у меня иллюзий никаких нет.
Но что можно сделать? Существует только один путь: читать эти работы, стремиться их понять (а на это способны очень немногие); ждать, когда будет расти число людей, способных понимать и пропагандировать открытие Фоменко и Носовского.

НП: Ещё один профессор, доктор геолого-минералогических наук, Игорь Владимирович Давиденко. Каким образом Ваши изыскания могут соотноситься с исследованиями Фоменко в истории?
Давиденко: Любые методы могут взаимоприменяться, тем более, что в геологии хорошо разработаны методы минералографии, минералогии, абсолютного возраста и т.д. Геология – наука историческая, хотя бы только поэтому.
Мне кажется, что феномен Анатолия Фоменко из того же ряда, что и феномен Ньютона и Морозова. Но время призвало Фоменко вовремя - это последняя четверть XX века.
Он призывает нас внимательно относиться к фактам. Не к трактовкам, а к фактам. Допустим, простой факт, известный многим музейным работникам. Стекло XVI - XVII веков в наши дни должно быть обязательно больным: там возникает конденсат, разрушаются первичные связи, получается разрушение и помутнение. Это знают все историки, кроме тех, которые представляют нам совершенно свежие помпейские бутылочки и говорят, что им почти 2 тысячи лет. Так не бывает! Поэтому Фоменко надо читать, как читают популярный, честный, хороший учебник.

НП: А что делать тем людям, которые читают учебники, в которых написано, что стеклянным изделиям из Помпеи две тысячи лет; а потом, прочитав Фоменко, Давиденко, спрашивают: «А таблички в музеях, как на всё это реагировать?»
Давиденко: А полегче. Это мнение тех, кто эти таблички навешивал.
Допустим, как понять: откуда древние друиды взяли такое количество медного купороса, чтобы окрасить 82 голубых камня Стоунхенджа, да еще в пару ям залить огромное количество не вошедшего в штукатурку медного купороса? Где они его взяли?
Конечно, вздрагиваешь, когда понимаешь, что истина не та, которая под табличкой, а где-то в стороне. Давайте её поищем, ведь к этому нас и призывает Анатолий Тимофеевич. Давайте разберёмся.
Давайте станем понимать, что событие могло случиться, но не тогда и не там; что появляется склейка листов истории. Вот самый бытовой пример. В XVII веке русский царь Алексей Михайлович был первым европейцем, который выпил чашку китайского чая. Англичане еще пили вересковый и мухоморный отвары, а не чай. Так почему Марко Поло не привёз в Италию ни индийского, ни китайского чая?

НП: Игорь Владимирович, Вы вхожи в научное сообщество и наверняка знаете об отрицательной реакции коллег по цеху нематематика Фоменко. Как Вы объясните профессиональное резкое неприятие?
Давиденко: Скорее всего, это от лени и от привычки. Ну, гвоздь в сапоге – больно, но ходим, потому что не знаем, как этот гвоздь извлечь. Но пора от этой выгодной привычности переходить к честному анализу событий. Если фараонова ладья, которая якобы пять тысяч лет является точной копией казацкого струга XVII века, то давайте трезво скажем об этом. Если мы рисуем древние колесницы, а на них нарисованы колеса XVII века, то простите… Давайте будем точны, к чему нас и призывает Анатолий Тимофеевич.

НП: Зменитый исследователь колыбельных цивилизаций, русский путешественник, режиссёр Виталий Сундаков. Виталий, можешь вспомнить своё первое впечатление от прочитанной в первый раз книги Фоменко?
Сундаков: У меня всё было наоборот. Книги я прочитал позже. Когда я создавал свой музей Артефактов эпохи человека, в моей экспозиции появлялись десятки исторических предметов, никак не укладывающихся в канву существующей истории. Затем я услышал об Анатолии Тимофеевиче, значительно позже мы познакомились. И сегодня я - «луноход», который готов работать на Анатолия Тимофеевича, привозя артефакты, свидетельства и доказательства того, о чём говорит уже большая группа серьёзных и вдумчивых исследователей.

НП: Каково твоё наблюдение за общественным мнением по отношению к его работам?
Сундаков: Я думаю, что не любят Анатолия Тимофеевича те люди, которые не читали, а слышали. Люди, которые читали эти книги, не могут не уважать этого человека и не приклоняться перед тем, что он сделал. Это вне идеологии, не претенциозно и деполитизировано.
Те, кто изучают эти и работы других учёных на эту тему, сами становятся исследователями (пусть на уровне хобби) и затем постоянно спрашивают: «Слушай, я это увидел, а это сфотографировал, это узнал …». И начинают подтаскивать с щенячьей радостью различные артефакты и новые версии, большая часть которых имеет право на существование.

НП: Ты с Глебом Носовским снимал фильм в Египте, часть которого посвящена версии о бетонном происхождении пирамид. Сейчас Фоменко и Носовский расшифровали знаки зодиаков. Они утверждают, что зодиаки, которые есть во многих храмах Древнего Египта, содержат зашифрованные записи «XII век». У тебя самого не шевелятся волосы на голове?
Сундаков: Нет, я сейчас просто убежден, что ничего старее XI века из мегастроений на территории Египта нет.

НП: Фоменко – художник. Его учебник по геометрии переведён на 6 языков и иллюстрирован им самим. Регулярно проходят выставки его работ, в том числе, - иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита».
Говорим с профессором, доктором химических наук, человеком, который имеет и непосредственное отношение к искусству. Ярослав Аркадьевич Кеслер, в числе прочего, и автор русского либретто рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда».
Кеслер: Фоменко в математике работает с многомерными системами. Я бы специально отметил, что у него есть уникальный дар многомерного видения мира. У него мышление, которое позволяет ему рисовать удивительные, невероятные вещи.
Это не просто геометрия, это дифференциальная геометрия, когда поверхности 4-го порядка он отображает графически на плоскости. Кто ещё может это сделать, кроме него? – Никто.

Или, скажем, кто из художников-графиков делал такие вещи, когда вся картина представляет собой один росчерк. Она детализирована, композиционно очень сложна, но, тем не менее, она начинается и заканчивается в одной и той же точке. Это удивительные вещи.

Я знаком с Анатолием Тимофеевичем уже 25 лет и вспоминаю, какое впечатление произвели первые публикации о нём в одном из лучших наших научно-популярных журналов в советское время. Это «Химия и жизнь», где были опубликованы графические работы Анатолия Тимофеевича, тогда ещё не было его выставок.
Потом была выставка в Университете, она произвела определенный фурор: сбежались иностранцы и были обеспокоены определенные службы. Сейчас это воспринимается как анекдот, а на самом деле, это характеризует необычность его дара как художника.

Я хочу сказать, что математика как наука о моделировании мира, охватывает моделирование всей нашей цивилизации. Динамика систем – это развитие цивилизации; системные языки мозга, представление языковых систем – это те же взвешенные графы. Вот где математика! Лучше один раз увидеть картину и сразу понять, о чём идет речь. Надо быть наблюдательными, о чем говорил профессорв Давиденко.

НП: Ярослав Аркадьевич, как сформулировать сущность методологии Фоменко применительно к истории?
Кеслер: По крайней мере, есть три метода. Метод, который успешно применяется к анализу текстов, - это работа с теми источниками, которые остались у нас неизвестно с какого прошлого. Второй метод - это метод анализа авторских инвариантов: принадлежат ли перу одного и того же автора произведения при сравнении их между собой. Это математическая компаративистика; историки сегодня развивают этот метод.
Есть прекрасный учебник по компаративистике «Теоретическая история» профессора Румянцева. Так вот, к современной истории её сейчас применяют, а к прошлому - стыдливо умалчивают.
Построенная Анатолием Тимофеевичем хронологическая глобальная карта получает массу подтверждений, полученных другими методами и цивилизационными исследованиями. Есть книга Герцмана, которая даёт прямое подтверждение (независимым методом анализа античных письменных источников о музыке) тем выводам, к которым пришел Фоменко. Колоссальная его заслуга в том, что он, по сути дела, возродил русский энциклопедизм.
***
Эта передача вышла на радиостанции «Маяк» в 2005 г. К 60-летию академика. Сейчас А.Т.Фоменко бодр и деятелен, продолжает преподавать, писать новые книги, выпускать собственные документальные фильмы. Мы с ним и его супругой время от времени встречаемся. Рассказываем друг другу, что у нас нового. Татьяна Николаевна Фоменко - тоже математик, преподаёт на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: aldanov
2015-09-13 07:49 pm (UTC)
"Если фараонова ладья, которая якобы пять тысяч лет является точной копией казацкого струга XVII века, то давайте трезво скажем об этом".

Ну, расскажите.
А мы посмеемся.
(Reply) (Thread)
From: skaarjjden
2016-07-21 10:22 pm (UTC)
ФОменко - второй уровень (круг) любого тайного знания (или общества), как вы сами и рассказываете на НП
(Reply) (Thread)